<<на главную

      ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ШЕСТНАДЦАТЫЙ ГОД

 

 

                             Историческое повествование

 

 

 

Материалы Истпарта Среднеазиатского Бюро ЦК ВКП(б)

 

Производство Акционерного Общества «Восток-Кино»

«1916-й год»

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ:

 

Медленно из затемнения появляется (и) застывает с правой стороны кадра титр:

 

 

- НЕ ЖЕРТВЫ – ГЕРОИ ЛЕЖАТ ПОД ЭТОЙ МОГИЛОЙ

НЕ ГОРЕ, А ЗАВИСТЬ… РОЖДАЕТ СУДЬБА ВАША В СЕРДЦАХ…

ВСЕХ БЛАГОДАРНЫХ ПОТОМКОВ.

В КРАСНЫЕ СТРАШНЫЕ ДНИ СЛАВНО ВЫ ЖИЛИ И УМИРАЛИ ПРЕКРАСНО.

 

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

 

       ТИТР: (ЛУКРЕЦИЙ)

 

СМЕРТНЫЕ ВИДЕЛИ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ЯВЛЕНИЙ

В НЕБЕ БЫВАЮЩИХ И ВРЕМЕН ГОДА ЧРЕДУ КРУГОВУЮ,

НО НЕ МОГЛИ ОБЪЯСНИТЬ, - ОТЧЕГО ЭТО ВСЕ ПРОИСХОДИТ

ИМ ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ ОДИН ЛИШЬ ИСХОД, - ВСЕ ПРЕДОСТАВИТЬ

… БОГАМ

И ДОПУСТИТЬ, ЧТО ПО ВОЛЕ БОГОВ, - ВСЕ НА СВЕТЕ…

ВЕРНЕТСЯ

 

 

… из поэмы «О природе вещей»

 

 

 

 

 

 

 

- По какому-то мрачному, безграничному простору…

- По разбросанным по склонам холмов, - лесам…

- Вдоль раскинувшейся у полей и уходящей в виднеющиеся леса, - большой, застывшей воды…

- По еле виднеющимся, каким-то мертвым, - расположенным вдали деревушкам…

- Полз…

- Полз… густой, белый, жуткий туман – над… всей землей…

 

       Титр: СТРАШНАЯ СТРАНА

 

- Рассеивался в долине туман…

- Ехал по дороге в телеге… мужик пьяный…

- Проезжал мимо тяжело наваливающихся, шагающих в воздухе, гигантских крыльев обломанной ветряной мельницы.

- Сполз на ходу с телеги, пошел рядом, схватившись одной рукой за оглоблю, по колено в грязи, шатающийся мужик…

- Куда-то посмотрел, стащил шапку и горько улыбаясь, закричал пьяный кому-то далеко в сторону…

 

       Титр: ВИЖУ ТЕБЯ, МОЯ САМАЯ ХОРОШАЯ ДЕРЕВНЯ В ЖИЗНИ…

 

- Крытая облезлой, повыдерганной соломой, раскинулась невдалеке какая-то путанная жалкая деревушка на косогоре.

- А у канавы покосившийся столб, что написано, не видать.

- Уже проходит по прогону деревни мужик и сам с собой говорит, ухмыляется…

 

       Титр: СТОИШЬ ТЫ ШАЛАВАЯ В СТА ВЕРСТАХ ОТ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ…

 

- Приближался к прогону деревни тот же пьяный мужик с телегой.

- Уже по улице деревни едет телега, пробирается по грязи мужик и все говорит, ухмыляется…

 

       Титр: ДВЕСТИ ВЕРСТ ОТ УРЯДНИКА…

 

- Смотрела в сторону проезжающего мужика застывшая, как неживая, на крыльце своей хаты, с большим животом какая-то беременная деревенская баба…

- Едет телега, пробирается по грязи пьяный мужик и сам с собой говорит, ухмыляется…

 

       Титр: ТЫСЯЧ ПЯТЬ – ОТ ЦАРЯ

 

- Где-то у избы отбивал косу и безразлично взглянул на пробирающегося по дороге с телегой пьяного, - голый, только в одних грязных исподниках какой-то взъерошенный, бородатый мужик…

- Такая пошла грязь, что опять влез в едва движущуюся телегу мужик пьяный, и стараясь не вывалиться в выбоину с грязью, как-то стащил шапку, перекрестился на деревенскую часовню и проговорил:

 

 

 

 

       Титр: В ТАКОЙ ДЫРЕ ТОЛЬКО С ТОБОЙ И ЖИТЬ, ГОСПОДИ!

 

- И с каким-то отчаянием вытянул кнутом мужик – лошаденку…

- Хватанула с места телегу неожиданно лошаденка…

- Вылетел из телеги и упал мужик в грязь.

- Невдалеке лошадь с телегой…

- И как будто бы спит в грязи… пьяный мужик.

 

 

Конец первой части

 

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

       Титр: (пропуск в тексте)

 

- Какой-то хаты крыльцо. А на крыльце сидит и горько рыдает какая-то пожилая баба, трогательно ласкает головку уснувшего на ее руках какого-то маленького ребенка.

- Умирал в хате под окном пожилой, осунувшийся мужик.

- Стояли мужики и бабы, молился перед большой, какой-то божьей матерью старый, седой старик.

 

       Титр: ИВАШКА!

 

- Едва прошептал умирающий и улыбнулся.

- Кто-то открыл дверь и вышел из хаты.

- Лежит у окна умирающий.

- Горячо молится под иконами старый дед.

- Вошла в хату с крыльца рыдающая баба, подошла к умирающему с ребенком.

- Настойчиво протянул руки к ребенку мужик умирающий, притянул его к себе и положил на себя, крепко обнял маленького и как бы боясь не опоздать всего выговорить, волнуясь, с широко раскрытыми, уставившимися в потолок глазами, зашептал, заговорил как бы одному только маленькому, одному ему.

 

       Титр: РОДНОЙ МОЙ, КРОВНЫЙ МОЙ МАЛЕНЬКИЙ БЕГАЙ ПО ПОЛЮ, ПО ЛЕСУ, БЕГАЙ, ИВАШКА.

 

- Молится, горячо молится вместе со всеми мужиками и бабами перед иконами старый, седой как лунь, дед.

- Говорит, что-то говорит своему маленькому, дорогому ребенку умирающий, ласкает его, держит, обнял крепко, его обнял, говорит.

 

       Титр: БЕГАЙ, ЧТО ДУХУ ХВАТИТ, БЕГАЙ, ПОКА НЕ ВЫРОС, ИВАШКА.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Стараются влить воду, разжимают рот бьющейся в истерике обезумевшей, теряющей сознание жены умирающего в хате.

- А в хате все говорит, уже слабо говорит у окна умирающий, крепко сжимает своего маленького и как бы на ухо ему говорит.

 

       Титр: Я НАРОШНО НЕ РАССКАЖУ ТЕБЕ, ЧТО ЕСТЬ ТАКОЕ ЖИЗНЬ, ИВАШКА.

 

- Застыл, стоит, уже не молится старый дед, а как-то страшно смотрит на большую перед собой икону какой-то божьей матери.

- А умирающий уже еле говорит, уже как плеть упала рука, закрыты глаза, а он все говорит маленькому, еле говорит, говорит ему одному.

 

       Титр: ОЙ, СТРАШНО, МАЛЕНЬКИЙ.

 

- Стоит, все так же стоит, не молится старый дед, стоит, не молится какой-то божьей матери, а медленно, как-то тихо подошел… пощупал ее и отошел.

- Лежит на груди у умирающего маленький, ничего не понимающий, с растопыренными руками, маленький Ивашка.

- Гаснут глаза, опускаются веки и вдруг как-то испуганно открыл глаза, зашептал умирающий.

 

       Титр: Я НЕПРАВДУ СКАЗАЛ ТЕБЕ, НЕ БОЙСЯ, ИВАШКА.

 

- С каким-то необычайным усилием поднял опущенные как плети руки, схватил ребенка умирающий, крепко прижал, заговорил, захрипел, зашептал, зашевелил губами.

 

       Титр: ХОРОШО НА РОДИНЕ.

 

- и помер.

- Слезы, как град, покатились по щекам, усам, по седой бороде не шелохнувшегося старого, седого деда перед иконой.

- Поднял дрожащую руку старик, широко, широко перекрестился, что-то прошептал – неуклюже грозит пальцем какой-то богоматери, говорит.

 

       Титр: РУССКОГО МУЖИКА УВАЖАТЬ НАДО!

 

- И, безнадежно плачущий, старый махнул на икону рукой и отвернулся.

- Как-то безразлично смотрит на пьяного (у) телеги

- Какой-то смешной, тоже пьяный, взъерошенный мужичок у окна своей хаты.

- Лежит в грязи у телеги пьяный мужик…

- Смотрит из окна своей хаты забавный мужичонко, как-то потянулся на подоконнике и с безразличным видом проговорил.

 

       Титр: УПАЛ ВЕДЬ ЧУДАК, - В ГРЯЗЬ ПРЯМО…

 

 

 

 

 

 

 

 

- Стоит, застыла в грязи впряженная в телегу лошаденка.

- Раскорячившись, стараясь не потерять равновесие, пробирается к лошади весь в грязи пьяный мужик из телеги.

- Все смотрит из окна своей хаты забавный мужичонко, как-то опять потянулся, как-то опять перевалился на подоконнике, удивленно пожал плечами, крепко закрыл глаза, говорит, продолжает.

 

       Титр: А МОГ БЫ И НЕ УПАСТЬ

 

- И видно: … телега в грязи, а пьяный мужик, выпрягнув лошадь, как-то взобравшись на нее, уже вдалеке за телегой пробирается верхом по дороге деревни.

- А из окна все смотрит взъерошенный мужичонко, говорит вразумительно неизвестно кому, разговаривает…

 

       Титр: ТУТ, НАПРИМЕР, ТО, ЧТО ОН ПЬЯНЫЙ, СОВСЕМ НЕ ПРИ ЧЕМ…

 

- Совсем вдали от телеги виднеется пробирающийся в грязи по дороге деревни пьяный мужик на лошади.

- А из окна все смотрит взъерошенный мужичонко и говорит вразумительно, говорит, как-то прищурив один глаз… разговаривает.

 

       Титр: Я ЛИЧНО БЫ САМ ВЫПИЛ. СЫН С ФРОНТА ПИСЬМО ПРИСЛАЛ… ПИШЕТ

 

       Титр: СТРАШНОЕ ДЕЛО, ДО ЧЕГО РАЗНЫМИ МАНЕРАМИ БЬЮТ НАШИХ. СЛАВА БОГУ, ВСЕ ОТСТУПАЕМ, К ПАСХЕ, НАВЕРНОЕ, БУДЕМ ОКОЛО ДОМУ.

 

- Торчит около окна в хате встрепанный, пьяный мужичонко, он уже не смотрит на улицу и кому-то уже в хате говорит о письме.

- Что-то сказала на деревне баба одной бабе, ахнула и широким крестом перекрестилась, кого-то помянув.

- Уже выходит тот же пьяный мужичонко с попом из хаты, что-то размахивает руками, рассуждает, крепко ругается на попа пьяный мужичок.

- Что-то сказал на деревне мужик мужику другому – перекрестился мужик.

- Застыл вдали, в грязи, на улице, что-то кричит пьяный мужичок из хаты.

- Идет по улице поп, не оглядывается.

- Звонит, гудит колокол деревенской церкви.

- Идет поп по улице.

- Звонит, гудит колокол деревенской церкви.

- Где-то вдали с поднятой рукой, застыв в грязи, стоит пьяный мужичок, уходящему попу кричит…

 

       Титр: ПИТЬ, ГОВОРИШЬ, ИЛИ НЕ ПИТЬ С ГОРЯ С ЭТОГО.

                 А МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫПЬЕМ?!

 

 

 

 

 

 

 

 

- Идет поп, идет, не оглядывается.

- Гудят колокола, большие колокола.

- Идет поп.

- Гудят колокола.

- Уже совсем далеко виднеется на дороге мужик пьяный, в грязи, размахивает руками, кричит в каком-то отчаянии…

 

       Титр: ВСЕ ПЬЮТ!

 

- Гудят колокола, много колоколов, переливаются – гудят.

- Еле виден вдали поп, бежит, не оглядывается.

- Гудят колокола.

- Кричит мужик.

 

       Титр: ВСЯ РОССИЯ В ДЫМ ПЬЯНАЯ

 

- Маленькие, большие, еще больше, гигантские – гудят, страшно гудят, переливаются.

- Трезвонят колокола.

 

[- Гудят, переливаются колокола каких-то колоколен уже виднеющегося гиганта-города (аппарат идет ниже), появляется крыша, карниз (аппарат все ниже), идут стены, фрески (аппарат все ниже).]

 

       Титр: ПЕРВЫЙ ПЬЯНИЦА – ЦАРЬ!

 

[- Застыл на площади знаменитой русской столицы гигант-собор какой-то божьей матери и вдруг, как бы из-под земли, рванул, все застилая и закрывая собор, невероятный (двойная экспозиция) столб огня, земли, дыма разворачиваемого, подорванного минного поля, на передовой линии фронтового огня.]

 

- Ползет дым.

- Траншеи, дым, лица, а на лицах слезы, а рядом плакат

 

БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ

МЫ НИКОЛАЙ ВТОРОЙ

САМОДЕРЖЕЦ РОССИЙСКИЙ ЦАРЬ

ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ

ФИНЛЯНДСКИЙ и пр., пр.

ПРИНИМАЕМ НА СЕБЯ ЛИЧНО

ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЕ РУССКОЙ

ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИЕЙ…

С НАМИ БОГ!

 

- Рванулись куда-то в сторону, в дыму лица, слезы…

- Куда-то двинулись…

 

 

 

 

 

 

 

- И видно, как пошли издали на аппарат… по трупам, по полю колонной, плотной колонной и слева направо почти что по порядку, разваливаемые, так это страшно, от начала до конца пулеметным огнем подчистую…

 

       Титр: МАЛО…

 

- Ревут пулеметы в траншеях линии германского огня…

- Ползут цепи…

- Рвутся перед наступающими цепями снаряды…

 

       Титр: ОЧЕНЬ…

 

- Идут… падают… встают… опять двигаются цепи…

- Ревут, развернутые на позициях, орудия…

- Как бешеные, работают пулеметы…

 

       Титр: ПУШЕЧНОГО…

 

- Идут… падают… встают… опять двигаются густые цепи…

- Как бешеные, работают пулеметы…

- Опять цепи. Идут… падают… встают… двигаются…

 

       Титр: МЯСА…

 

- Не могут идти люди. Вплотную расстреливаемые из пулеметов, как снопы, падают люди…

- Бьют из развернутых на позициях орудий…

- Поползли, переваливаясь, по неровному профилю пути уродливые танки…

 

       Титр: ОЧЕНЬ…

 

- Люди не идут. Люди падают… пытаются подняться… опять падают…

- Работают, как бешеные пулеметы…

- С поднятыми руками люди. Сдаются люди… падают, как снопы…

 

       Титр: МАЛО…

 

- Работают, как бешеные пулеметы…

- Грохочут, развернутые на позициях, орудия…

- Из всех башенных орудий и бортовых пулеметов громят бронепоезда…

 

       Титр: ОЧЕНЬ…

 

- Где-то траншеи. И в траншеях перекосившиеся от ужаса лица людей…

 

 

 

 

 

 

- Пополз газ…

- В траншеях лица. А на лицах слезы…

- А на слезы… газовую маску…

 

       Титр: ХОРОШО НА РОДИНЕ!

 

- И в страшных масках лежал на насыпях, и где-то полз и застывал навеки задыхающийся народ.

 

 

Конец второй части

 

 

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

Из затемнения появляется, застывает – с правой стороны кадра титр:

 

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР ВЫСОЧАЙШЕ ПОВЕЛЕЛ

ГЕНЕРАЛ-АДЪЮТАНТА КУРОПАТКИНА –

БЫВШ(ЕГО) ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО

РУССКОЙ АРМИЕЙ В ВОЙНЕ ПРОТИВ ЯПОНИИ –

НАЗНАЧИТЬ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРОМ

ПОДДАННОГО ТУРКЕСТАНА

 

- Так же по какому-то безграничному простору…

- К виднеющимся подернутым поволокой… далеких гор…

- По побережью, вдоль мутных, быстрых, несущихся вод…

- По разбросанным, переливающих на солнце кишлаков в пустыне… (?)

- По пескам, только желтым пескам. Кругом песок, солнце, солнце, песок…

- Шли покачивающие(ся) караваны…

 

       Титр: ВАССАЛ

 

- Где-то виднелись в песках застывшие, одинокие кишлаки, как оазисы…

- Где-то кричал с минарета муэдзин…

- Где-то стоял на плоской крыше застывший, сгорбившийся старый туземец, уставившийся в даль…

 

       Титр: ВОТ ТУДА – В ИНДИЮ…

 

- Стоял сгорбившийся старик и смотрел в золотистую даль, в которой куда-то (к) далеким, виднеющимся снежным, переливающим на солнце горным перевалам, - уходили караваны…

 

 

 

 

 

 

- Играл на зурне, пел, припевал какой-то красивый, мудрый, (…) среди застывших туземцев, усевшихся на расположенных подмостках чайханы – перед большой, несущейся, мутной рекой…

 

       Титр: НА ДРУГОМ БЕРЕГУ АМУ-ДАРЬИ – АФГАНИСТАН…

 

- Где-то лежали усталые, разгружаемые верблюды у широкой мутной реки, через которую видно, как переправлялись, уходили с товарами к виднеющемуся берегу – Афганистана…

- А в чайхане над рекой пел, играл на зурне старый, красивый седой туземец…

- Переходила медленно из рук в руки по кругу пиала с чаем.

В кистях лежал виноград…

 

       Титр: В ДВА ПЕРЕХОДА – К ПЕРСИИ…

 

- А в чайхане над рекой все пел, играл на зурне старый, седой туземец…

- Проходили через толпу, шумную толпу базара, выходили из кишлака в раскаленный песок верблюды в большом караване…

 

       Титр: НАЛЕВО – ПУТЬ В РУССКУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ КАТОРГУ… В СИБИРЬ!

 

- В песках, вдали – расходились в разные стороны два каравана…

 

       Титр: НАПРАВО – ЧЕРЕЗ ПАМИР… НА РОДИНУ ЖЕЛТОЙ И ГОЛУБОЙ РЕКИ –  В КИТАЙ!

 

- Уже дальше от аппарата видно, как расходились в разные стороны два больших каравана. Один уходил направо, к снежным горам. Другой, далекий, покачиваясь, скрывался за горизонтом…

- Уже совсем далеко виднелись расходившиеся караваны…

- Медленно исчезал… совсем исчез… не видно… ушел в горизонт, скрылся далекий второй караван… ушел, оставив в поле зрения аппарата… скрывающийся в затемнение, виднеющийся другой, растянувшийся караван, направляющийся к границе Китая.

 

       Титр: СТАРЫЙ СЕДОЙ ТУЗЕМЕЦ С РЕКИ ЧУ… ПЕЛ НАМ ТАКУЮ ПЕСНЮ…

 

- Дом в степи у дороги. Что-то прокричал вслед отъезжающему на лошади киргизу с крыльца дома пристав…

- Едет, трусит на лошаденке киргиз к виднеющимся вдали снежным перевалам…

- Уже совсем вдали от аппарата виднеется на лошаденке всадник…

 

       Титр: ЕЗДИЛ КИРГИЗ… ТРИСТА ВЕРСТ…

 

- Другой ландшафт. Другая картина. И где-то вдали – пробирающийся тот же всадник…

- Где-то у подножья больших снежных гор едет на лошаденке всадник…

 

 

 

 

 

 

 

 

       Титр: ЕДЕТ КИРГИЗ ДЕНЬ, ЕДЕТ НОЧЬ, ДЕНЬ… И ЕЩЕ…

 

- Опять другой ландшафт… Опять другие картины и где-то вдали – пробирающийся тот же всадник…

- Уже виднеется на горной тропе всадник…

- С какой-то потрясающей высоты… сорвалась, понеслась вниз, в пропасть, глыба оторванной скалы…

 

       Титр: ЧЕРЕЗ ДАЛЕКИЕ СНЕЖНЫЕ ГОРНЫЕ ПЕРЕВАЛЫ…

В БОЛЬШОЙ ГОРОД…

 

- Где-то соскочил с лошади всадник… испуганно сжался

- Пронеслась, ударилась о тропинку глыба, сорвалась невдалеке от застывшего всадника – увлекая все попадающее ей на пути – пронеслась… в пропасть…

 

       Титр: ВОТ В ЭТОТ ГОРОД…

 

       Титр: ПРИСТАВУ ЗА КОРОБКОЙ САРДИНОК!

 

- Вглядывается всадник далеко вниз… в желтые, наползающие со всех сторон пески – на виднеющийся большой город, опоясанный дымкой тумана…

- Ближе виднеется зеленеющий, как оазис, в желтых, наползающих песках, город…

- Город, как на ладони. Крыши города, одни только крыши…

- И на перекрестке улиц застыл, как монумент, городовой.

- Где-то встают седые старики в чалмах – сторонятся, уступают место, чтобы дать пройти гимназистам…

- А на перекрестке улиц тот же городовой. И около городового группа европейцев-туристов – с выправкой хороших колонизаторов – снисходительно смотрят на окружающее. Кто-то о чем-то переговаривает с городовым.

- Тоскливо кричит с минарета другой мечети муэдзин старый…

- Тихо идут старики к мечети…

- Улица… А на улицах ползут арбы. А на улицах другие европейцы с биноклями на шеях ходят, разговаривают, как хозяева в своей стране.

- И где-то другая группа. И люди застыли, и люди смотрят, и какая-то женщина восторженно говорит…

 

       Титр: ЭТИ НЕПОНЯТНЫЕ ФОРМЫ. ЭТО НЕОБЪЯСНИМОЕ, ВОЛНУЮЩЕЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ В ЭТОЙ СТРАННОЙ СТРАНЕ… КАК ВСЕ ЭТО ПРЕКРАСНО!

 

- И фиксирует аппарат изумительный вид…

- И видят зрители замечательную картину Востока…

- И лучшее в аппарате сменяется прекрасным…

- А в прекрасном, около волнующей плакучей ивы застыла трогательная девушка в белом и около нее какой-то маленький, весь взъерошенный, толстенький ее отец-генерал и здоровенный, как бык, армейский подпоручик…

 

 

 

 

 

 

 

- И девушка восторженно говорит…

 

       Титр: КАК ОН КРАСИВ… ВОСТОК

 

- И фиксирует аппарат изумительный вид…

- И лучшее в аппарате сменяется прекрасным…

- А в прекрасном, около той же волнующей плакучей ивы застыла трогательная девушка в белом, отвернулась от отца-генерала и здоровенного верзилы-подпоручика, - смотрит, восхищенная, вдаль и не слышит, как повернулся солдафон-подпоручик и по своему, высказался…

 

       Титр: ВОСТОК – ПОДХОДЯЩИЙ!

 

- И где-то в старом городе, в чайхане пел и играл на зурне седой красивый старик. И горько плакал…

- И сидели с поникшими головами вокруг застывшие туземцы. И не ходила по рукам пиала…

- Пел, играл на зурне, горько плакал старик…

- И около чайханы стояла собравшаяся хмурая толпа и слушала, о чем пел свою песню старый

 

       Титр: КТО-ТО ТЯЖЕЛО ВЗДОХНУЛ…

 

- Ехали на арбах, ехали на лошадях, ишаках – по улицам старого города туземцы…

 

       Титр: КТО-ТО ГОРЬКО, ТЯЖЕЛО ЗАПЛАКАЛ…

 

- А в старом городе дом…

- А во дворе дома… сад…

- И в этом саду, на берегу бассейна сидели и горько плакали женщины…

- На террасе своего полуразрушенного дома, на циновках умирал пожилой туземец…

- Стоял в головах у умирающего застывший, как неживой, седой, белый старец…

 

       Титр: АЧИЛЬ!

 

- Позвал кого-то, прошептал умирающий. Покатилась по лицу неожиданная слеза…

- Услышала, встала одна женщина на берегу бассейна. Куда-то пошла…

- Лежит, тяжело дышит умирающий

- Подошла к умирающему женщина, прижимает к себе маленького хорошенького мальчугана в тюбетейке…

- Открыл глаза, настойчиво протянул руки к ребенку умирающий. Притянул его к себе, положил на свою большую грудь маленького крошку, крепко обнял его и так же, как тот умирающий мужик в далекой России, боясь опоздать всего не высказать, волнуясь, с широко раскрытыми глазами заговорил об одном и том же, как бы одному маленькому, одному ему…

 

 

 

 

 

 

 

       Титр: РОДНОЙ МОЙ, КРОВНЫЙ МОЙ… МАЛЕНЬКИЙ…

 

- Стоит, застыл в головах у умирающего старик, стоит не шевелится, покатилась по окаменелому лицу слеза…

- Говорит, что-то говорит своему маленькому ребенку умирающий, ласкает его, держит, обхватил крепко руками, плачет и говорит…

 

       Титр: БЕГАЙ ПО ПОЛЮ, БЕГАЙ, ЧТО ДУХУ ХВАТИТ, БЕГАЙ, ПОКА НЕ ВЫРОС, МАЛЕНЬКИЙ…

 

- Стоят, как неживые, подавленные горем женщины…

- А умирающему тяжело. Слабеют силы. И с закрытыми глазами, он говорит маленькому, говорит на ухо, шепчет ему одному…

 

       Титр: ОЙ, СТРАШНО ЖИТЬ… МАЛЕНЬКИЙ…

 

- Улица…

- А на улицу с чайханы вышел знакомый старик, шел посреди пыльной улицы, пел, играл на зурне и горько плакал старик. А за стариком шла толпа…

- И остановилась, что-то увидела толпа…

- Где-то раздался около вывешенного свежего плаката – душу раздирающий крик какого-то человека…

- А на стене плакат. А на плакате написано:

 

ПРИКАЗ

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР ПОВЕЛЕЛ…

ПРИВЛЕЧЬ МУЖСКОЕ ИНОРОДЧЕСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ИМПЕРИИ

ДЛЯ РАБОТЫ ПО УСТРОЙСТВУ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

В РАЙОНЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ – ЛИЦ МУЖСКОГО ПОЛА

ОТ 19 ДО 43 ЛЕТ.

ВСЕ ФРОНТУ!

 

- И какой-то опять душу раздирающий крик человека.

- Как шло, так и застыло (фотографически) все на улицах города…

- Как шла, так и застыла толпа.

- Как волновался, так и застыл базар…

- Как плакали во дворе, так и застыли женщины…

- Как лежал, так и умер туземец. И уставившимися мертвыми в потолок глазами как бы говорил…

 

       Титр: ТЫ НЕ БОЙСЯ. Я НАРОШНО СКАЗАЛ ТЕБЕ, МАЛЕНЬКИЙ.

ТЫ ТОЛЬКО МОЛЧИ, КОГДА ВЫРАСТЕШЬ…

 

       Титр: НАМ НАДО МОЛЧАТЬ!

 

 

 

 

 

 

 

 

- Лежит, не шелохнется на груди покойника маленький…

- Не шелохнется все.

- Ни одного движения.

- Ни одного звука.

- Не шелохнется в головах у мертвого старик дряхлый…

- Лежит на кошме мертвый. Опускаются веки на глаза…

 

       Титр: ХОРОШО НА РОДИНЕ!

 

- Все мертво…

- Как застыли, так и стоят в красочном расположении улицы города с неживыми, фотографическими людьми…

- Застыли так же, как застыл базар…

- Так же, как на фотографической карточке, снята улица восточного города и на ней виднеется громадная толпа…

 

       Титр: ЭТИ НЕПОНЯТНЫЕ ФОРМЫ. ЭТО НЕОБЪЯСНИМОЕ, ВОЛНУЮЩЕЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ В ЭТОЙ СТРАНЕ… КАК ВСЕ ЭТО ПРЕКРАСНО!

 

- И вдруг эта толпа ожила…

- И люди пошли…

- Маленькие, большие, молодые, старые…

- И шел впереди толпы знакомый старик с чайханы… Шел посреди пыльной улицы, пел, играл на зурне и горько плакал старик…

- С песней, торжественной песней шли по улице люди, шли со слезами на глазах и пели:

 

       Титр: ШАД БОЯТ ЗИИСТАН…

                  НА ШАТ БОЯТ ЗИИСТАН…

 

- А где-то перед аппаратом – ряды войск и поднимались ощетинившиеся штыки.

- А толпа шла и толпа пела…

 

       Титр: ВЕСЕЛО ЖИВЕТСЯ,

                  НАДО ЖИТЬ!

 

- Поднимались ощетинившиеся штыки…

- А толпа шла. А в толпе появился какой-то сморщенный, маленький русский человечек (и) кричал…

 

       Титр: НЕ ХОДИТЕ!

 

- Стояли ощетинившиеся штыками ряды…

- Двигалась, пела толпа… И человечек в слезах кричал…

 

       Титр: ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ ИХ!

 

 

 

 

 

 

 

- Застыли, ощетинившиеся штыками, ряды…

- Шла, пела толпа…

- А маленький русский бегал в толпе, хватал, останавливал людей, весь в слезах, кричал…

 

       Титр: Я РУССКИЙ, Я ЗНАЮ, ЭТО МОЕ СОКРОВИЩЕ!

 

- Ждали, ощетинившиеся штыками, ряды…

- Шла, плотно прижавшись друг к другу, пела толпа…

- А русский кричал…

 

       Титр: ЭТО НЕ ТАК ДЕЛАЕТСЯ! ВАС МАЛО, ВЫ НИКОГО НЕ УДИВИТЕ!

                 Я РАССКАЖУ ВАМ…

 

- И где-то…

- Рванул залп…

- Дым…

- Залп…

- Дым… Падают… встают… бегут… опять падают люди…

- И еще залп…

- Дым… падают… встают… бегут… опять падают люди…

- А в дыму идет, шатается, весь в крови, маленький русский и болезненно улыбается, разводит руками, говорит, спрашивает…

 

       Титр: ТЕПЕРЬ ПОНЯТНО, КАК ЭТО ПРОСТО ДЕЛАЕТСЯ?

                 О ЧЕМ ЖЕ Я ХОТЕЛ РАССКАЗАТЬ?

 

- Идет, говорит, и как будто думает, весь в крови, маленький русский…

- Ползет по трупам, по улице дым…

- А маленький русский идет, шатается, обводит блуждающим, потухающим взглядом улицу, вспомнил, как-то больно улыбается, разводит руками, говорит…

 

       Титр: ЭТО ДАЖЕ НЕ ЭФФЕКТНО!

                 ВОТ У МЕНЯ НА РОДИНЕ, В РОССИИ…

 

- Грохнулся на землю…

- И ползет по трупам, по улице дым…

- Ползет вдоль улицы, над убитыми дым…

- И опять залп…

- И на улице скорченный труп маленького русского человека…

 

       Титр: ЭТО ЖЕ НЕ ЭФФЕКТНО!

                 ВОТ У МЕНЯ НА РОДИНЕ, В РОССИИ…

 

- Лежит на земле труп.

 

Конец третьей части.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

 

 

       Титр: ЭСКИЗЫ К ПАМЯТНИКУ

 

- Страшный простор. А перед аппаратом – три, сбившиеся в кучу, всадника-туземца в песках, застывших, одиноких, обвеваемых ветром с виднеющегося могучего Тянь-Шаня, в горах которого вверх… в небо пополз тревожный – дыма черного до самого неба столб.

- Тот же простор. А перед аппаратом теперь уже два, сбившиеся в кучу, всадника в песках и рядом с ними лошадь без всадника, тело которого почему-то лежит, распластавшись, на земле. У ног своего коня и широко открытыми стеклянными глазами смотрит на своих двух живых товарищей, не обращающих внимания на него, мертвого, как будто бы ожидающих своей, такой же участи, им непонятной… застывших и всматривающихся полными ужаса глазами прямо перед собой.

- А в горах вырвался и пополз вверх до самого неба черного дыма столб.

 

       Титр: ВОССТАНИЕ

 

- Тот же простор. А перед аппаратом – все те же три лошади и только уже теперь один остался – в седле какой-то застывший, с закрытыми глазами, покачивающийся всадник и около ног коней распластанные два трупа.

- И последний всадник слез с лошади. Всадник на земле и, горько, горько рыдая, весь в слезах, подошел к телу одного своего товарища, поднял его, пошел и стал взваливать в седло коня.

 

       Титр: ПОТОМУ ЧТО НАМ ПРОСТО МОЖНО БЫЛО БЫ И НЕ ЖИТЬ…

                 И НЕ ПЛАТИТЬ ДАНЬ СВОЕЙ КРОВЬЮ… ТАК НАМ КАЖЕТСЯ.

 

- Взвалил в седло тело своего товарища рыдающий всадник… пошел, поднял, обнял другого товарища, так же положил его в седло своего коня. Момент. Не удержался, неожиданно зашатался сам и непонятно почему так же рухнул на землю.

- Две лошади с опущенными, волочащимися по земле поводьями, с трупами в седлах – медленно уходили одна за одной в разные стороны от аппарата – оставляя распластанное на земле одинокое мертвое тело всадника и его обнюхивающего осиротелого коня.

- И еще в другом месте – пошел в небо… черного дыма столб.

- И видно, что теперь уже тремя тревожными столбами черного, до самого неба дыма – оскаливается Тянь-Шань.

 

       Титр: НЕ ГОВОРИТЕ О МАНЧЖУРИИ

 

- Город.

Угол серого дома.

А на стене плакат:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К НАСЕЛЕНИЮ ТУРКЕСТАНА!

ПОВТОРЯЮ:

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР ПОВЕЛЕЛ:

ИНОРОДЧЕСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ТУРКЕСТАНА

ОТ 19 ДО 43-х ЛЕТ

- ПРИЗВАТЬ НА РАБОТЫ В РАЙОН

БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ РУССКОЙ АРМИИ.

- НО ДО МЕНЯ ДОШЛИ СЛУХИ О

НЕПОДЧИНЕНИИ И ДАЖЕ, ЯКОБЫ,

О КАКИХ-ТО, ИМЕВШИХ МЕСТО, ВОЛНЕНИЯХ.

МОЛЧУ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ВЕРЮ!

НЕ ХОЧУ ВЕРИТЬ!

                         КУРОПАТКИН

 

- Улица. А по длинной улице понес пыль столбом ветер – заволакивая расставленные во всю длину улицы винтовки в козлах и около них войска.

- А в закрытых окнах домов уткнулись (в) улицу беспокойные лица обывателей.

- А на улицах, внизу, винтовки в козлах и в пыли войска.

- Беспокойные лица обывателей приплюснулись к стеклам, уставились, озираются в улицу.

- А на улицах пыль, войска и посреди дороги винтовки в козлах.

- И магазины закрыты.

- И кое-где пробежит человек…

- И только на каком-то углу толпа, и какой-то прилизанный человечек шепотом говорит…

 

       Титр: ГОВОРЯТ, В ГОРАХ ПОЯВИЛИСЬ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ГРОМАДНЫЕ СТОЛБЫ ДЫМА…

 

- Стены домов. И в окнах лица насторожившихся обывателей беспокойно всматриваются в улицу.

- Вокзал. А на стене вокзала плакат-объявление.

 

«ВПРЕДЬ ДО ОСОБОГО РАСПОРЯЖЕНИЯ – ИНОРОДЧЕСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

БИЛЕТЫ НА ПРАВО ПРОЕЗДА ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ НЕ ВЫДАЮТСЯ».

 

- И перед вокзалом войска и винтовки в козлах.

- И на каком-то углу улицы тоже толпа, и какое-то сморщенное существо говорит…

 

       Титр: ГОВОРЯТ, ЧТО КИРГИЗЫ БРОСАЮТ КОЧЕВЬЯ И УХОДЯТ В ГОРЫ…

 

- Приплюснутые к стеклам испуганные лица обывателей в окнах, не отрываясь, наблюдают за улицей…

- Где-то выскочит из ворот испуганный человечек, к чему-то прислушается… и опять в ворота.

 

 

 

 

 

 

 

- А за закрытыми воротами, во дворе дома, тоже толпа и какой-то человек настороженно говорит…

 

       Титр: ГОВОРЯТ, ЧТО В СТАРОМ ГОРОДЕ СТРАШНО…

                 ПОСЛЕ РАССТРЕЛА ТОЛПЫ НИ ДУШИ НА УЛИЦАХ!

 

- А перед входом в старый город тоже войска и винтовки в козлах…

- И на улицах старого города – страшная тишина…

- И на стенах обрывки приказа…

- Пустые улицы…

- И пустой закрытый базар…

- Все законопачено, все закрыто, как будто в мертвом городе…

- И только в щели ворот, со своих дворов – смотрят, следят за улицей взволнованные туземцы…

- А во дворе сидят и слушают туземцы, о чем говорит со слезами на глазах раненый туземец…

 

       Титр: ПОТОМУ ЧТО НАМ ПРОСТО МОЖНО БЫЛО БЫ НЕ ЖИТЬ…

 

- И страшно на пустых улицах мертвого города…

- И где-то в другом месте, в щели других ворот – следят за улицей туземцы.

- А во дворе других домов так же толпятся, сбившиеся в кучи, застывшие, как мертвецы, женщины, старики и дети, и слушают, как кто-то говорит.

 

       Титр: И НЕ ПЛАТИТЬ ДАНЬ СВОЕЙ КРОВЬЮ…

 

- И в щели других заваленных, забаррикадированных со стороны двора ворот – уставились поблескивающие глаза, наблюдающие за улицей…

- А на улицах ни души.

- И только у себя, за глинистыми стенами, сбились в кучу женщины, старики и дети и какой-то плачущий старик с закрытыми глазами, покачиваясь прямо в аппарат, говорит.

 

       Титр: ТАК НАМ КАЖЕТСЯ.

 

- И в городе страшно. И на улицах ни души…

- И аппарат неожиданно медленно тронулся и пополз по пустынной улице…

- Ползет по другой…

- По третьей…

- И неожиданно застыл, как вкопанный…

 

       Титр: КРИК!

 

- Медленно пополз, свернул за угол аппарат и остановился.

- Пыльная улица. А посреди улицы, невдалеке от аппарата застыл в пыли, в парандже, с поднятой рукой, маленький, сгорбившийся человечек, который кричал:

 

 

 

 

 

 

 

       Титр: Я ИЩУ СВОЕГО МУЖА!

 

- Стояла, кричала женщина… Пошатываясь, пошла по улице, заглядывая в подворотни. Смотрела в арыке, ползала почему-то по земле и искала долго, упорно, внимательно, потом вдруг встала, застыла посреди улицы, развела как-то удивленно руками и сказала опять…

 

       Титр: Я НЕ МОГУ ПОВЕРИТЬ, ЧТОБЫ В МОЕГО ДАВЛЕТА ПОПАЛО СТОЛЬКО ПУЛЬ, ЧТО ОТ НЕГО НИЧЕГО НЕ ОСТАЛОСЬ!

 

- И опять пошла, пошатываясь, по улице, скрылась за угол в какой-то переулок, долго не показывалась, показалась опять, посмотрела в другую сторону и застыла.

- И видно – на другой улице солдаты, и ружья, и хмурые лица…

- А маленький сгорбившийся человечек в парандже, как-то склонив голову на бок, застыл посреди улицы и как будто бы говорил…

 

       Титр: Я НЕ СЕРЖУСЬ НА ВАС!

                 МЕНЯ УСПОКОИЛА ВАША РУССКАЯ ЖЕНЩИНА…

 

- Стояла вдали застывшая маленькая женщина в парандже, медленно повернулась, тихо пошла, остановилась, застыла и опять смотрела в сторону аппарата…

- И видно – опять солдаты и ружья в козлах в конце улицы…

- И где-то остановился наклеивать новый приказ пожилой солдатик, и что-то смотрел и прислушивался в сторону…

- Знакомая нам, застывшая в пыли на дороге, сгорбившаяся несчастная куколка в парандже как будто бы опять заговорила…

 

       Титр: И ПРАВДУ ЛИ ОНА ГОВОРИЛА, ЧТО ТЕПЕРЬ ОНА СЧАСТЛИВА ТЕМ, ЧТО НЕ ОДНОЙ ЕЙ ТЯЖЕЛО?

 

- И в городе страшно. И на улицах ни души…

- И так же стояла вдали, посреди пыльной улицы, маленькая куколка и как будто бы прислушивалась к ответу.

- И где-то солдат сказал:

 

       Титр: ПРАВДА, ТЕТЯ!

 

 

 

                                             Конец четвертой главы.

 

 

 

<<на главную

Hosted by uCoz