<<на главную

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ХУДОЖНИКА

         В обширном творчестве А.Г. Ржешевского есть две звездные вещи – сценарий «Бежин луг» и пьеса «Олеко Дундич». У одной – судьба трагическая. У другой, можно сказать, – счастливая. Фильм «Бежин луг», снятый по сценарию Ржешевского С.М. Эйзенштейном был запрещен еще до выхода на экран. Пьеса «Олеко Дундич», о герое Первой Конной армии, шла во время Великой Отечественной войны по всей стране. Воинские части перед отправкой на фронт приводили на спектакли, чтобы воодушевить бойцов.

         Когда после войны Сталин поссорился с Тито, спектакль сняли с репертуара, ибо герой пьесы был серб. Думается, что тут не было прямого указания сверху. Скорее всего, постарались функционеры из писательской и артистической среды. Позднее, когда Хрущев помирился с Тито, спектакль возобновили в театрах Москвы и Ленинграда. И он с успехом шел на сценах, пока эта героическая тема была востребована обществом.

         Потом настали иные времена.

         «Бежин луг» не испытал и сотой доли успеха, хотя вначале был ажиотаж, сценарий, опубликованный задолго до съемок фильма, общественность встретила с горячим одобрением. Достаточно прочитать вступительную статью Всеволода Вишневского. И хотя фильм не вышел на экраны, именно «Бежин луг» по особому высветил творческий путь писателя, судьбу русской деревни. И даже судьбу страны. Наверное, поэтому о нем до сих пор спорят. Одни его любят, другие ненавидят. Часто даже не читая, а только руководствуясь отзвуками давних яростных дискуссий. Как бы то ни было, сценарий не потерял интереса и по сей день. Хотя уже скоро – век! Некоторые верят, что фильм появится на экранах в новом исполнении.

         Многое на сегодняшний день в творчестве А.Г. Ржешевского невосстановимо. Им написано одиннадцать сценариев и двенадцать пьес. Классикой немого кино на сегодняшний день признан фильм «26 комиссаров», поставленный по его сценарию Николаем Шенгелая. Заметными вехами в истории отечественного кино стали фильмы «В город входить нельзя» (режиссер Ю. Желябужский) и «Простой случай» (режиссер В. Пудовкин). Часть произведений утеряна после смерти драматурга. Случайно отыскали пьесу «Всегда с вами», с успехом шедшую во время войны. Не найдена пьеса «Подвиг Невельского», о постановке которой велись переговоры с театрами в последний год жизни драматурга. Комиссии по литературному наследию, в которую под председательством А.Я. Каплера входили И.Л. Долинский, Н.Н. Кладо, В.Б. Шкловский, С.И. Юткевич, М.Ю. Блейман удалось собрать основные сценарии. Они опубликованны в первой книге.

         После трагедии «Бежина луга» (эта история подробнее рассматривается в одной из статей настоящего сборника), когда исчезла возможность дальнейшей работы в кино, А.Г. Ржешевский перешел на поприще театральной драматургии. А первым приобщил его к этому делу один из основателей Украинского театра имени Ивана Франко, замечательный актер и режиссер Гнат Петрович Юра.

         Сам Ржешевский с подробностями вспоминал, как это происходило. Надо сказать, что в годы гражданской войны судьба занесла его из Питера вместе с отрядом моряков-балтийцев на Украину. В составе бронеколонны они прошли по харьковщине, киевщине, мелитопольщине, побережью Азовского моря и южной части Днепра. С тех пор будущий писатель влюбился в украинские города и хаты. И несколько лет спустя, написал о том времени и памятных сражениях сценарий «Океан», подразумевая под этим словом океан чувств в душах людей, - свидетелей и участников крушения могучей империи и становления нового общества.

         Высоко оценив сценарий, руководство украинской кинематографии предложило Ржешевскому самому, в качестве режиссера поставить фильм. Автор приехал в Киев, и работа закипела. Но, к сожалению, слишком многое тогда зависело от чиновничества. Впрочем, как всегда. Сменилось руководство украинской кинематографии, и съемки фильма пришлось свернуть. Условия, в которые был поставлен съемочный коллектив, сделали дальнейшую работу невозможной.

         «Но среди украинцев, - вспоминал позднее Ржешевский, - у меня оказалось гораздо больше друзей, чем я думал. Когда, накануне отъезда в Москву в совершенно подавленном состоянии я лежал плашмя в гостиничном номере, вдруг раздался стук. В открытых дверях появился небольшого роста какой-то веселый толстяк и прямо с порога крикнул:

         - Уфф! А я думал, что вы уже уехали!.. Я читал ваш сценарий. Он мне очень понравился. Я все знаю, что с вами произошло! Хочу уговорить вас написать на материале этого сценария пьесу. Может здорово получиться. Жить и работать будете в моем кабинете, в театре. Завтрак, обед и ужин вам будут приносить из «Континенталя». Ну, вставайте!».

         И уговорил.

         Ему и только ему я обязан тем, что стал драматургом театра. И имя его в моей большой семье священно».

         Вскоре новую пьесу с названием «Трибунал» Гнат Петрович Юра поставил в театре имени Ивана Франко. Зрители валом валили на спектакль. Потом и в Москве, но уже под другим названием – «Товарищи и предатели» - пьеса Ржешевского была поставлена и тоже пользовалась большим успехом.

         В конце 30-х годов Ржешевский написал патриотическую пьесу «Здравствуй – прощай». Ее принял к постановке Камерный театр и, затем театр Революции, где одну из главных ролей должен был играть Максим Штраух.

         Но постановке не суждено было осуществиться. Началась Великая Отечественная война.

         Летом и осенью 1941 года, за несколько недель, Ржешевский вместе с М. Кацем написал пьесу «Олеко Дундич». В то тяжелейшее время героическая тема была нужна, как воздух. Когда Ржешевский прочитал пьесу в комитете по делам искусств, где все стекла были выбиты взрывом бомбы, председатель комитета М.Б. Храпченко сразу спросил:

         - Какой театр вы хотите?

         Ржешевский назвал театр имени Вахтангова. Храпченко тут же связался по телефону с главным режиссером Рубеном Симоновым. Пьеса была в кратчайшие сроки поставлена и начала свое шествие по сценам других театров страны.

         Но после 1946 года о пьесе, как уже говорилось, перестали упоминать. Для Ржешевского потянулись тяжкие годы забвения. Некоторые писательские функционеры постарались нажить на этом деле определенные дивиденды.

         В «Независимой газете» от 29 сентября 1999 года были опубликованы архивные материалы, помогающие глубже понять трагические судьбы многих писателей, а также деятельность СП СССР на критическом рубеже 40-х и 50-х годов. Материалы эти показывают истинную подоплеку действий тогдашнего руководства СП – Фадеева, Симонова и других. После смерти Сталина они еще не догадались, что эпоха переменилась, и в прежнем духе, не остывшие от «дела врачей», усердно докладывали Хрущеву о чистке среди московских писателей. Обещали навести в этом деле порядок по всему Союзу. Русский драматург А.Г. Ржешевский наряду с другими оказался в списке тех, кто был сознательно оболган.

         Симонов, сочинявший докладную в ЦК, конечно же знал творческую биографию Ржешевского. В молодости они дружили. Но в угоду сиюминутным политическим соображениям он предпочел оболгать его и других писателей. Ржешевский был исключен из Союза писателей «за бездеятельность». Это при его-то творческом капитале – свыше двух десятков сценариев и пьес!

         В те времена это означало не только творческую, но и жизненную катастрофу. Наверное в какой-то момент только наличие малолетних детей в семье удержало писателя от сведения счетов с жизнью. Но он выдержал, устоял под натиском сокрушительных ударов. И продолжал работать. Литературный труд естественно не мог давать заработков, театры сделались недоступны: одновременно с исключением между ним и общественной жизнью как бы опустился железный занавес.

         Однако, в пору этого страшного безвременья драматург создает замечательные пьесы, касающиеся важнейших проблем того времени – освоение русскими первопроходцами Дальнего Востока и утверждение Российского приоритета («Подвиг адмирала Невельского»), а также возникновение в стране мощной организованной преступности, существование которой верховная власть продолжала отрицать и десятки лет спустя (пьеса «Маски долой»).

         Со временем научная общественность стала пересматривать значение творчества Ржешевского в развитии советского кинематографа. Причем этот процесс происходил и в других странах. То, что казалось прочно забытым, выходило чуть ли не главным делом жизни. Замечательный итальянский режиссер Антониони в одном из своих выступлений в Москве назвал Ржешевского в числе других русских писателей, которые оказали влияние на его творчество. Как вспоминает известный режиссер документального кино Анатолий Панин, зрители в зале стали перешептываться и спрашивать друг у друга: «А кто это? Кто? Кто Ржешевский

         Во ВГИКе читали лекции о его творчестве. Но кинематографисты считали драматурга погибшим, репрессированным. «Нашли» неожиданно, случайно. И большую роль сыграл в этом прекрасный деятель отечественного кино Анатолий Панин. Будучи студентом ВГИКа он после лекции, посвященной эмоциональному сценарию, творцом которого считается Ржешевский, подошел к профессору И.Л. Долинскому и спросил о судьбе писателя.

         - Он был репрессирован и расстрелян в тридцать седьмом году! – ответил профессор.

         Но у студента была своя точка зрения.

         - А знаете, - произнес он, - в поселке Ильинское по Казанской дороге живет человек, который называет себя Ржешевским, рассказывает про кино…

         Ответ профессора был категоричен:

         - Это самозванец! Абсолютно верно то, что Ржешевский расстрелян в тридцать седьмом!

         - Да нет! Этот человек знал Пудовкина, Эйзенштейна… рассказывает о них…

         - Повторяю вам, что он – самозванец!!

         Пожав плечами студент ушел, так и не согласившись с профессором. И видимо у того в душе шевельнулось какое-то сомнение. Он догнал студента и попросил адрес «самозванца».

         На другой день И.Л. Долинский вместе с женой, киноведом Ириной Гращенковой, поехал в Ильинское.

         Поднялся в крохотную комнатушку на второй этаж деревянного дома, где помещались пять человек, включая троих детей. И, увидев могучую фигуру хозяина, задал бескомпромиссный вопрос:

         - Вы представляете, чью фамилию вы себе приписываете?

         Надо было знать Ржешевского, чтобы понять, что сомнения профессора продолжались не больше трех секунд. Затем в течение нескольких часов они беседовали и не могли наговориться.

         В последующие дни и недели И.Л. Долинский проявил огромную энергию, восстанавливая в правах чудом найденного им драматурга. Надо сказать, что встречу с Ржешевским он до конца своих дней считал чудом.

         С известием, что Ржешевский «нашелся», И.Л. Долинский побывал в Союзе Кинематографистов и в отделе Культуры ЦК. Ведь в то время без ЦК утвердить заново в искусстве такую сложную фигуру, как Ржешевский, было невозможно.

         В 1965 году Александр Георгиевич с почетом был принят в Союз Кинематографистов благодаря энергии Л. Кулиджанова, А. Каплера, С. Юткевича, И. Долинского, Н. Кладо.

         Точнее, с почетом вручили билет. А в начале был большой бум. На секретариате голоса разделились. Некоторые деятели выступили против приема старейшего кинематографиста. В критический момент Л. Кулиджанов пригрозил своей отставкой и переломил ситуацию. Что заставило его так рисковать? Но это было! Такие минуты душевного величия человека входят в память навечно.

         На подъеме широкого творческого общения у старейшего драматурга и руководства кинематографией рождалось много планов. Но, к сожалению, шел последний год жизни Александра Георгиевича. Сердце его остановилось 19 января 1967 года.

         Комиссия по литературному наследию, созданная Союзом Кинематографистов, подготовила для публикации сценарии и пьесы. Получилась большая книга: «А.Г. Ржешевский. Жизнь. Кино. Театр.» Но в издательстве «Искусство», где она готовилась, неожиданно воспротивились и настояли на изъятии раздела «Театр», куда входила самая знаменитая пьеса войны. Из-за различных препятствий книга вышла через пятнадцать лет после смерти автора с названием «Жизнь. Кино.» (М. Издательство «Искусство», 1982 г.).

         Поэтому новый сборник избранных произведений А.Г. Ржешевского мы предлагаем начать с некогда изъятого раздела «Театр». Ввиду необходимости сохранения определенного объема книги, некоторые вещи печатаются во фрагментах. Это позволяет сохранить общую картину и с достаточной полнотой представить творчество драматурга.

 

 

<<на главную

Hosted by uCoz